Подвохи в технических заданиях для управления торгами

Подвохи в технических заданиях для управления торгами

При участии в государственных закупках можно столкнуться с проблемой «заточенных» или «управляемых» торгов, когда заказчик настроен работать с конкретным поставщиком и всяческими способами отсекает иные заявки.

Сегодня в силу закона №44-ФЗ сложно влиять на ход электронных торгов, однако существуют некоторые лазейки, позволяющие отсекать «чужих», когда речь идет про государственные закупки. Чаще всего это происходит по формальным признакам: за несоответствия документации и заявки или предоставление сведений, несоответствующих действительности. Чаще всего заявки отклоняются умышленно: для заказчиков, подавших заявку на тендер, просто запутывают техническую часть аукционной документации.

Один из методов распределения «своих» и «чужих» при рассмотрении документов, - расстановка «ловушек». Пример простой ловушки – ситуация, когда документация о закупке и технический регламент (или документы национальной системы стандартизации) противоречат друг другу.

Второй метод – установление слишком строгих требований к показателям, которые невозможно проверить без проведения испытаний конкретной партии товара.

Вышеперечисленные методы взрастили на рынке труда тендерных специалистов, способных как расставлять подобные «ловушки», так и обезвреживать их. При обращении в ФАС, чаще приводит к положительному результату обжалование неполноты или противоречивости инструкции.

Проще всего найти заточенный под определенного поставщика тендер можно определить, обратив внимание на характеристики, которым удовлетворяет только интересующий заказчика товар.

Еще один из методов – составление технического задания так, чтобы каждый из нежелательных поставщиков не соответствовал всего одному-двум характеристикам. Однако такой метод успешно пресекается при обращении в соответствующие органы.

Одним из наиболее действенных методов решения проблемы видят сейчас в упрощении в Законе №44-ФЗ первых частей заявок до обычного согласия, что сократит затраты на участие в закупках, рост конкуренции, сокращение возможности для махинаций.


Возврат к списку